ОСНОВЫ СВИНГА
Классическая нотная партия свинга изображена на рисунке 1. Она основана на триольной пульсации. Основной отличительной чертой данного ритмического рисунка является третья нота. Именно она создает то самое ощущения движения музыки вперед, характерное для джаза. Эту ноту также называют вводным ударом (или pick-up beat). Такое название она получила благодаря своей задаче – подводить ритм к основному удару (здесь основными будут удары на всех 4-х долях такта). Очень важно научиться правильно исполнять вводный удар. Это поможет передать настоящую свинговую атмосферу.
Иногда вместо триолей свинг изображают в виде 16-х (рис. 2) или восьмых нот (рис. 4). Несмотря на то, что пишутся они немного по-другому, чаще всего эти ритмические рисунки все равно исполняются в триольной интерпретации. Единственное отличие будет заключаться в том, что в зависимости от темпа, восприниматься они будут немного по-другому. На рисунках 2, 3 и 4 изображена разница между темпом игры свинга и восприятием длительности вводного удара.
Чем медленнее темп, тем ближе к основному удару смещается вводный. Такие незначительные сдвиги в звучании свинга будут выходить сами собой, как во время игры на ударной установке, так и во время восприятия свинга со стороны. Так как, в основном, свинг играют в средних темпах, принято считать этот ритм в триольной интерпретации.
СПОСОБЫ УСЛОЖНИТЬ ПАРТИЮ СВИНГА
Все описанные ниже приемы усложнения простого свингового ритма используйте в качестве упражнений и прорабатывайте их отдельно. Благодаря этому вы сможете создавать собственные ритмы на основе свинга, сочинять соло-партии, а также будете без труда справляться с импровизацией. Рекомендуем играть каждое из этих упражнений до тех пор, пока вы не почувствуете полную свободу в исполнении. Далее, советуем перед каждым упражнением добавлять 3 такта основного свингового ритма (рис. 1).
Добавляем рим-клик
Чтобы немного усложнить и разнообразить простой свинговый ритм, достаточно добавить рим-клик (его также называют «кросс-стик» или «сайд-стик») на вторую и/или четвертую долю такта (рис. 5). Такой прием часто используют барабанщики в сольных эпизодах песни, особенно во время исполнения соло на саксофоне.
Меняем райд на хай-хэт
Достаточно часто можно услышать в джазовой музыке, как тарелку райд заменяют на хай-хэт (рис. 6). В основном, такой прием используют в тихие моменты песни, особенно, во время соло бас-гитариста.
По аналогии с вышеуказанным примером, можно также добавлять рим-клик на вторую и/или четвертую долю такта (рис. 7).
Усложняем партию для райда
Для того, чтобы сделать свинговый ритм наиболее интересным, достаточно будет немного изменить партию райда. Этот прием позволит сделать ваш ритмический рисунок более музыкальным и поможет подчеркнуть игру остальных музыкантов в группе. На рисунке 8 изображено несколько вариаций исполнения партии райда в свинговом ритме.
Используя варианты, изображенные на рисунке 8, можно сочинять фразы длительностью в несколько тактов. Например, на рисунке 9 изображена фраза, состоящая из 4-х тактов. Она будет очень эффектно звучать, если вы используете ее в нужный момент песни, главное - внимательно слушать остальных музыкантов коллектива, в котором вы играете.
Расставляем акценты
Еще один хороший способ украсить игру на ведущей тарелке - это добавить акценты. На рисунке 10 можно увидеть 2 классических примера. Первый обычно используют на протяжении всей композиции, а второй играют периодически, чтобы подчеркнуть какой-либо определенный кусок песни.
Помимо основного удара, можно добавлять акценты на вводном ударе. Четыре варианта такого акцентирования на ведущей тарелке представлены на рисунке 11.
Добавляем малый барабан
Благодаря своему резкому и высокому звучанию, малый барабан очень хорошо дополняет основной свинговый ритмический рисунок. Для создания остроты и напряжения очень эффективно будет добавлять акценты на малом барабане, причем для этой цели лучше акцентировать вводный удар (рис. 12). Таким образом ритм приобретет атмосферу свинга.
Чтобы еще сильнее выделить акцент на малом барабане, добавьте к нему удар по крэшу или по райду телом палочки (рис. 13).
Иногда в рамках одного такта используют больше одного акцента на малом барабане. На рисунке 14 представлено несколько таких вариантов, причем вводный удар следует акцентировать сильнее остальных. Такая особенность используется, чтобы добиться чувства свинга.
Обратите внимание, что в третьем и четвертом ритмах на рисунке 14 некоторые удары на малом барабане выпадают на вторую ноту в триоли. Очень важно играть их строго ровно во времени. Также очень эффектно данные ритмические рисунки звучат, если играть их с плавным увеличением громкости, то есть, применяя крещендо.
Добавляем бас-барабан
Практически во всех джазовых стилях музыки бас-барабан играет достаточно тихо, его немного, иногда он даже вовсе отсутствует. На рисунке 15 представлен классический пример, когда бас-бочка играет тихо в течение всей песни, выделяя каждый основной удар. Иногда барабанщики добавляют такой паттерн на бас-бочке только в те моменты, когда песня нуждается в 4-дольном бите.
Помимо основного удара, бочкой можно выделять и вводные удары (рис. 16). Акценты, расставленные бас-барабаном в таких местах, придают свингу дополнительную окраску.
Также можно в рамках одного такта пробовать делать несколько ударов бочки (рис. 17). Если вы сделаете акценты на тарелке вместе с ударами бас-барабана, то таким образом вы придадите свингу еще одну дополнительную окраску.
Используем смешанные акценты
Еще один способ украсить свинговый ритм - это смешать акценты малого барабана и бочки. Примеры таких комбинаций изображены на рисунке 18.
Более сложная расстановка акцентов для малого барабана и бочки показана на рисунке 19. Особенность исполнения таких ритмов заключается в том, что двойки на малом барабане необходимо играть достаточно тихо.
Все вышеперечисленные способы, с помощью которых можно разнообразить и украсить классический свинговый ритм не являются единственными. Вы можете использовать их непосредственно в игре, а также они подскажут вам принцип построения ритмов на основе свинга. Благодаря этому вы сможете самостоятельно сочинять свои ритмические рисунки со свинговой пульсацией.
Автор: Игорь Варламов
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи