Четверг, 06 сентября 2018 16:54

Хочу играть как Джон Бонэм

Джон Бонэм внес огромный вклад в историю развития рок-драмминга. Он открыл всему миру новые возможности применения барабанной установки. Сегодня я хочу детально рассмотреть все специфические элементы, из которых строится уникальное звучание Джона Бонэма.

1. Конфигурация барабанной установки

Конфигурация ударной установки Джона Бонэма является самой распространенной среди рок-барабанщиков. Истинные фанаты помнят ее элементы (установка фирмы Ludwig): 14-дюймовый навесной том, 16-дюймовый напольный том, 24-дюймовая бас-бочка и знаменитый 14-дюймовый малый барабан Supraphonic LM402; тарелки фирмы Paiste серии Giant Beat: 15-дюймовый хай-хэт, крэши и крэш-райды 16, 18 и 20 дюймов соответственно, 24-дюймовый райд, а также фишка Бонэма - 38-дюймовый симфонический гонг; знаменитая педаль Speed King и тамбурин Ching Ring, закреплённый на стойке хай-хэта. Со временем установка Джона Бонэма видоизменялась, но незначительно.

john bohnam

Все 8 студийных альбомов Led Zeppelin были записаны на кленовой барабанной установке. На ударной стороне стояли пластики с напылением Remo Emperor, на резонансной – Ambassador (иногда Diplomat), причем также с напылением (подробнее о пластиках читайте в статье «Советы по выбору барабанных пластиков»). Бонэм отдавал предпочтение пластикам с изношенным покрытием, так, по его мнению, барабаны приобретали идеальное звучание.

2. Особенности настройки пластиков

джон бонем

Настройка барабанов у Джона Бонэма имела свою особенность, а именно: резонансный пластики малого барабана он всегда натягивал сильнее, чем ударный. Точно нельзя установить какой был интервал между пластиками, но более вероятно, что он составлял не более полушага и не менее четверти. Пластики бас-бочки натягивались выше, чем общепринято, а также резонансный пластик был без отверстий. Благодаря этому, Бонэм извлекал свой «фирменный» звук.

3. Триоли

Любовь Бонэма к триолям зародилась от увлечения музыкой «биг-бэндов», у которых свинг был основой любого ритма. Большинство заполнений Джона построены на основе секстолей шестнадцатыми, которые звучат превосходно.

Led Zeppelin The Ocean

Рассмотрим его партию живого исполнения песни "Kashmir" (пример 1a). Здесь Бонэм создает из секстолей очень интересную фразу. Причем, делает он это не сразу, а плавно подводит, начиная с короткого вступительного заполнения. Далее, смешав одиночные удары и двойки, Бонэм заканчивает фразу, выделяя последнюю ноту триолей на бас-бочке.

В примере 1b можно заметить, как иногда Джон выделяет «обратную сторону» триолей восьмыми, акцентируя в секстоли только ноты, которые играются левой рукой. Аналогичный прием можно услышать в его концертной версии песни "Since I’ve Been Loving You". Единственное отличие тут – это измененная аппликатура медленного грува в размере 6/8.

Бонэм также любил в рамках одной фразы менять вид ритма с триольного на нетриольный (и наоборот). В примере 1d это наглядно видно. Это звучит намного эффектнее, чем, когда данные виды ритма исполняются по отдельности.

В примере 1e рассмотрен ритм из песни «The ocean». Здесь Бонэм берет идею, затем обыгрывает ее в триольном исполнении (x), далее, «выравнивает» ритм, придавая ему иную интерпретацию (y).

4. Игра позади бита

На творчество Джона Бонэма повлияли две легенды эпохи джазовых «биг-бэндов»: Gene Krupa и Buddy Rich. Благодаря слиянию триолей и восьмых (или шестнадцатых) нот, грувы Бонэма воспринимаются, как некое иное ритмическое измерение. Подобные ритмы с трудом можно перенести в нотную тетрадь, однако, данная особенность «спрятана» в промежутке между второй восьмой нотой и третьей нотой триоли восьмыми. Это продемонстрировано в примере 2а. Подобная «золотая середина» часто использовалась для создания манеры развязного рок-н-ролла. К сожалению, в современном мире цифровых технологий такая манера встречается крайне редко.

whole lotta love

Для того, чтобы до конца прочувствовать этот прием, начните играть дробь одиночными ударами в медленном или среднем темпе по барабанной установке и сконцентрируйтесь на том, чтобы удары левой рукой исходили с небольшим запозданием. Именно это и называется играть «позади бита». Яркими примерами песен группы Led Zeppelin, в которых можно ощутить данную манеру исполнения являются: "Whole Lotta Love" (пример 2b), "Black Dog" и "When The Levee Breaks".

5. Левая на сильной доле, правая на слабой

Большинство барабанщиков играют правой ногой в унисон с правой рукой на сильных долях. Бонэм пытался избегать этого простого способа, поэтому он играл в бас-бочку на слабые доли такта, причем левая нога в это же время держала сильную долю. Сразу научиться этому приему будет весьма непросто, особенно, когда аппликатура рук противоположна аппликатуре ног. Для того, чтобы освоить данную технику, понадобиться выделить достаточно времени на ее практику. В результате вы научитесь добавлять своим битам интересную окраску, которая будет звучать очень эффектно.

Moby Dick

Такой метод Бонэм демонстрирует в своем знаменитом барабанном соло "Moby Dick" (пример 3a). Данный способ также можно услышать в треках "Misty Mountain Hop" и "Four Sticks" (примеры 3b и 3c). В определенный момент ритма левая (хай-хэт) и правая нога (бас-бочка) становятся 1-ой и 3-ей нотами триоли соответственно. Для того, чтобы получилась подобная фигура, необходимо при игре правой, затем левой рукой на 1-ой и 2-й нотах триоли, продолжать выделять сильную долю левой ногой.

Пример 3d демонстрирует, что, если применять различные аппликатуры, то можно получить огромное множество вариантов для свободной инструментовки с применением всех элементов барабанной установки.

6. Элемент фанка

Все участники группы Led Zeppelin вдохновлялись музыкой Джеймса Брауна, в том числе и Джон Бонэм. Во многом именно это, а также игривое исполнение грувов и синкопирование бас-бочки, придало группе элемент фанка.

Over The Hills & Far Away

В примере 4a представлены строительные блоки, которые использовал Бонэм для многих своих грувов. В примерах 4b, 4c, 4d и 4e наглядно показано их применение в песнях Led Zeppelin.

7. Заготовка эффектных фигур

У Джона Бонэма в арсенале всегда было несколько наработанных ходов, которые он время от времени использовал. Когда другие барабанщики их применяли, то окружающие воспринимали это, как цитирование Бонэма.

When The Levee Breaks

В примере 5a продемонстрирована фраза, создающая естественное ощущение. Благодаря этому, ее исполнение с физической стороны вызывает у барабанщиков удовольствие. Данную фразу следует исполнять одним быстрым движением, но обязательно следите за тем, чтобы правая нога не играла раньше времени и не звучала в унисон с напольным томом. В противном случае сорвется триоль, и пропадет необходимый эффект.

Бонэм великолепно играл эту фразу для создания одной из самых мощных своих сбивок (пример 5b). Ее можно услышать в следующих песнях: "Stairway To Heaven" и "Night Flight". Также интересная фигура включена в конце данной сбивки (пример 3d).

Пример 5c еще больше ассоциируется с Джоном Бонэмом. Подобную фигуру можно услышать в таких песнях, как "Black Dog", "Kashmir", "Since I’ve Been Loving You", "The Ocean", "Good Times Bad Times", "For Your Life". Здесь триоль распределена между руками и правой ногой.

Песня "When The Levee Breaks" (5:25) содержит превосходное заполнение (пример 5d), которое великолепно подчеркивает кульминацию данной композиции.

8. Добавляем гост-ноты

Джон Бонэм придавал своим грувам изящность и фактурность благодаря использованию им гост-нот (от англ. ghost notes – «ноты-призраки», то есть максимально тихо сыгранные ноты).

Ten Years Gone

В песне "No Quarter" (пример 6a) в этом можно наглядно убедиться. Здесь изящно выстроено вступление. Далее, заполнение во 2-м такте содержит в себе комбинацию из насыщенных одиночных ударов и мягких двоек, которые получаются за счет грамотно расставленных акцентов и гост-нот. Утонченность грува на 1:02 продолжается за счет гост-нот одиночными ударами и двоек левой рукой. Аналогичные примеры изящности можно найти в грувах песни "Ten Years Gone" (пример 6b).

9. Тренировка самоконтроля

Бонэм любил играть синкопированные фанковые грувы в таких песнях, как "Good Times Bad Times" и "Over The Hills and Far Away", однако, он в тоже время использовал противоположный подход, что звучало превосходно. В композициях "Kashmir" и "When The Levee Breaks" можно услышать угрожающую мощь, которую извлекает Бонэм из барабанной установки. В песне "Kashmir" Джон предложил идею использовать за основной рифф (от англ. «riff» - короткая повторяющаяся фигура) полиритмию «3 к 2» между ударными и остальными инструментами.

kashmir

В примере 7а демонстрируется ритмический контрапункт (от лат. punctum contra punctum - «нота против ноты», то есть одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодий). Далее, грув меняется, Бонэм начинает играть проигрыш. Стоит отметить, что здесь он использует паттерн из примера 5c (он записан на выносном нотном стане под 2-ым тактом).

Led Zeppelin

Основной грув песни "When The Levee Breaks" (пример 7b) также является упражнением на самоконтроль. Первые 5 минут данной композиции Бонэм специально не играет ни одного заполнения, чтобы создать мощный гипнотический грув.

10. Низкая позиция рук

Звучание Джона Бонэма от части формируется за счет его механических движений во время игры. Он редко поднимал руки выше кистей и всегда держал их достаточно низко. Это помогало ему тратить меньше энергии. Бонэм добивался мощного удара за счет запястий. Несмотря на то, что в начале своей карьеры данная техника раскрывалась им не в полном объеме, на протяжении своего творческого пути он смог ее развить до превосходного результата.

джон бонэм

Завершая сегодняшнюю статью, хочется упомянуть, что совсем недавно Джону Бонэму установили памятник в его родном городе Реддитче (Англия).

Также рекомендую очень полезную видеошколу Pete Riley - "Lick Library - John Bonham Drum Legends", в которой подробно разбираются барабанные партии Джона Бонэма к 5-и песням группы Led Zeppelin: «Rock And Roll», «When The Levee Breaks», «Good Times Bad Times», «Black Dog» и «Fool In The Rain».

 

Автор: Игорь Варламов

 

Прочитано 1079 раз Последнее изменение Суббота, 29 сентября 2018 21:35

Uncategorised

Оцените материал: 99.33% - 3 votes

Комментарии   

0 # Roma 08.09.2018 12:55
Я большой фанат Бонема и Led Zeppilin, спасибо за статью! ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Митя 30.09.2018 19:18
Бонем - реально пушка, настоящий гений 8)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

© 2015-2018, DrumGalaxy. Все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешено только с указанием ссылки на https://drumgalaxy.ru/
Предложения о СОТРУДНИЧЕСТВЕ и размещении РЕКЛАМЫ высылайте на адрес:
info@drumgalaxy.ru